ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕЛОВОЙ ФОРУМ
«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА»
Тематическая сессия «Здоровье нации и качество жизни»
22 сентября 2006 г.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕШЕНИЯ
В настоящее время не вызывает сомнения исключительная роль питания в сохранении и регулировании важнейшего национального ресурса любой развитой страны – здоровья ее граждан, напрямую связанного с промышленным, экономическим потенциалом.
Ежегодно в стране впервые получают инвалидность около 700000 человек, что составляет 0,8% трудоспособного населения. У 50-60 % инвалидность обусловлена алиментарно-зависимыми заболеваниями.
Потери государства от 1 больного, получившего инвалидность составляют в среднем 1 млн. рублей при средневзвешенной затратности на 10 лет.
Также одним из факторов, влияющих на промышленное, экономическое, политическое благополучие России является увеличение налогооблагаемой базы, в том числе, за счет легализации и полноценного декларирования работодателями заработной платы. Одним из важнейших инструментов демократического общества является заинтересованность работников в реализации данной задачи Между тем, согласно результатов анкетирования проведенного Научным Советом по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ, более 40% работоспособных граждан не считает полноценное декларирование работодателем заработной платы актуальным из-за того, что продолжительность жизни в России в настоящее время не позволяет большой части населения воспользоваться пенсионными накоплениями. При этом, следует помнить, что, например, 80% смертности населения Европейской части России от сердечно-сосудистых заболеваний обусловлено только алиментарными факторами.
Темпы отрицательной динамики алиментарно-зависимой заболеваемости формируются, в основном, у трудоспособного населения. При этом негативные тенденции являются заведомо предотвратимыми, учитывая характер питания и заболеваемости, смертности и ситуацию с аналогичными показателями в некоторых других странах.
Соответственно, целесообразен активный подход к проблеме питания и здоровья, поскольку эффективность мероприятий, направленных на нутритивно-метаболическую коррекцию алиментарно-обусловленной органной патологии несоизмерима с успехами патогенетической терапии. В данном случае, эффект связан с такими широкомасштабными мероприятиями, как первичная профилактика заболеваний. По уровню затрат названное звено саногенетического профиля достаточно минимально. Таким образом, существует реальная возможность профилактики и активного влияния на преморбидные состояния, болезни и инвалидность, смертность, связанные с нарушениями питания.
Внедрение унифицированной системы оценки пищевого статуса и реализация региональных программ оздоровительного питания с эффективностью по снижению инвалидизации лишь на 0,1% обеспечит экономический эффект в 1 млн. евро в год. Кроме того, следует принять во внимание снижение потерь от заболеваний, не приводящих к инвалидизации, но препятствующих участию работников в трудовой деятельности. Важным аспектом является влияние пищевого статуса на продолжительность жизни. Согласно статистическим данным, нутритивно-метаболическая коррекция и профилактика алиментарно-зависимых заболеваний обеспечивает увеличение продолжительности жизни, в среднем, на 15-18 лет.
В настоящее время в России существует положительный опыт внедрения унифицированной системы оценки пищевого статуса населения регионов, и реализация региональных программ оздоровительного питания на территории России. Координация данных мероприятий поручена системе Центров оздоровительного питания Российской программы «Здоровое питание – здоровье нации» (решение выездного заседания Научного совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ, 18 июня 2004г., г. Новосибирск).
Согласно резолюции I Всероссийской конференции «Центры оздоровительного питания – региональная политика здорового питания населения России» состоявшейся 18-19 сентября 2006 года (организаторы: Научный Совет по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ, РАМН, ГУ НИИ питания РАМН и др.), наиболее оптимальным в организационном плане является становление единой унифицированной системы оценки пищевого статуса и методов профилактики алиментарно-зависимых заболеваний в организованных коллективах (промышленные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия сферы услуг и другие). Однако, за последние годы утрачена система профилактического питания на промышленных предприятиях. Не вызывает сомнения целесообразность значительно более широкого использования специализированного профилактического питания на предприятиях независимо от форм их собственности (Г.Г. Онищенко, материалы к заседанию Президиума РАМН совместно с Президиумом РАСХН «Итоги реализации «Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года», 9 ноября 2005 г.). Кроме того, отсутствие единой системы мониторинга фактического питания, стандартизованных принципов и методов использования средств нутритивно-метаболической коррекции в организованных коллективах, повышает возможность биотерроризма на многих промышленных, сельскохозяйственных объектах.
С целью повышения качества жизни, реализации национальных приоритетов в области экономической безопасности, основ государственной политики в области здорового питания населения и противодействия угрозе биотерроризма предлагаем внести в решение тематической сессии «Здоровье нации и качество жизни» и решение Всероссийского делового форума «Национальные приоритеты и социальные проекты. Партнерство государства и бизнеса» следующие положения:
1. Просить Научный Совет по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ, ГУ НИИ питания РАМН разработать унифицированную систему оценки фактического питания, методические рекомендации по профилактике алиментарно-зависимых заболеваний в организованных коллективах и сформировать рабочую группу по внедрению данных технологий, с участием системы Центров оздоровительного питания Российской программы «Здоровое питание – здоровье нации».