Методическое пособие по проведению классного часа в рамках акции «Сбережение воды» в младших классах средних школ.
1. Выбор места и времени проведения анкетирования.
Оптимальным представляется проведение мероприятия в учебном кабинете младших школьников, в привычной рабочей обстановке. Проведение лекции в актовом или спортивном зале нежелательно, так как смена места и обстановки может стать излишне возбуждающим фактором для детей, затрудняющим адекватное заполнение опросников. Желательно, чтобы классный час проводился непосредственно после основных занятий. Если есть возможность, желательно чтобы проведению мероприятия не предшествовали уроки физкультуры или хореографии, после которых дети, как правило, находятся в возбужденном состоянии. Следует помнить об особенном восприятии детьми дней недели, и пиках усталости, традиционно приходящимися на понедельник и среду.
Время проведения мероприятия не должно превышать обычной продолжительности урока. По завершению мероприятия можно раздать детям мелкие сувениры с символикой движения (?)закладки, ручки, календари, наклейки.
Классный час в рамках акции состоит из двух основных частей. Первая часть подразумевает проведение краткой вводной лекции-беседы с учащимися, дающей общее представление о значении воды как основного ресурса жизнеобеспечения человека, техническом и пищевом использовании водных ресурсов, навыках безопасного употребления воды и основных гигиенических рекомендациях. Продолжительность первого блока – 20-25 минут. Для проведения первой части занятия предлагается использовать приведенную ниже схему из четырех основных блоков, содержащих основные тезисы беседы.
Второй блок посвящен непосредственно анкетированию учащихся с помощью анкетных листов утвержденной формы и сбором полученных анкетных данных.
2. Первая часть. 1 блок. Что мы знаем о воде.
Лектор сообщает детям основные сведения о воде:
– вода покрывает более 70 процентов поверхности земли. Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю, и её толщина была бы 3 км. Однако только 3% всей этой воды пригодны для питья.
– долгое время считалось, что вода существует только на нашей планете, однако ученые доподлинно установили, что вода существует также на Луне и, предположительно, на Юпитере
Лектор задает вопросы о возможных физических состояниях воды – снег, лед, пар.
Основные ведения о влажности воздуха:
Мы не только пьем воду, но и дышим ей
Влажность воздуха можно увидеть невооруженным глазом – это ее состояние называется туманом.
Основная задача блока:
Напомнить или сообщить детям основные вводные факты о воде, заинтересовать их темой беседы, установить контакт с аудиторией.
2 блок Вода в жизни человека.
Лектор сообщает детям основные сведения о промышленном и техническом использовании водных ресурсов:
– Вода – незаменимый источник энергии. Электростанции, построенные на больших реках дают нам электроэнергию. Водные резервуары на атомных электростанциях охлаждают сложные механизмы атомных реакторов.
Еще недавно вода приводила в движение двигатели паровозов и пароходов, а в наши дни ученые придумали скоростные двигатели для автомобилей, работающих на том же принципе.
Вода – это не только свет, но и тепло в наших квартирах – радиаторы центрального отопления наполненный горячим водяным паром.
Наши продукты в холодильниках не портятся, потому что в морозильных камерах вода из окружающего воздуха превращается в лед – лучший источник холода.
Вода – это самый лучший и самый доступный на земле растворитель, поэтому мы используем ее для мытья и уборки.
Дети могут дополнить рассказ о возможном применении воды в повседневной жизни.
Основная задача блока:
Сформировать впечатление о воде, как незаменимом и основном компоненте повседневной жизни, настоящем сокровище, которое человек может использовать как угодно – столько в воде скрытых возможностей. 3 блок Вода – источник жизни.
Вода – это главный пищевой продукт в жизни человека.
В теле человека содержится не менее 70 процентов воды, а некоторые, особенно важные органы, почти полностью состоят из воды.
Запас воды в человеческом организме не постоянен, его необходимо постоянно восполнять. Если человек лишится хотя бы одной десятой содержащейся в организме воды, он умрет. Поэтому без еды человек может продержаться довольно долго – а без воды всего два-три дня.
Детям можно задать вопросы, каким образом человеческий организм теряет воду.
Вода – это основной компонент крови, человеческий мозг состоит из воды на 80 процентов. Это значит, что мозг человека очень похож по своему устройству на апельсин, только дольки-клеточки заполнены не соком, а водой.
Фактически, человек думает и живет с помощью воды, поэтому очень важно, чтобы вода была подходящей.
Детям можно напомнить сказки о живой и мертвой воде
Основная задача блока: Объяснить детям необходимость и важность воды как источника жизнедеятельности организма, объяснить, что вода может быть разной, но организму нужна только хорошая.
4 блок. Вода чистая и вода питьевая.
Еще сто лет назад человек был ограничен в использовании воды. За питьевой водой люди ходили на реку, к колодцу или роднику – и неудивительно, что еще сто лет назад в России и во всем мире вспыхивали страшные эпидемии таких болезней как холера и дифтерит, от которых вымирали целые деревни, а иногда и города.
Во всех войнах отравление воды было одним страшных видов оружия. Сегодня вместе с воинскими частями всегда передвигаются специальные лаборатории, которые исследуют колодцы и источники воды, чтобы солдаты не были отравлены противником.
Такие лаборатории есть и во всех крупных городах – они тщательно изучают состояние воды в системе городского водоснабжения. Сегодня, открывая кран с холодной водой мы не боимся заразиться какой-либо страшной болезнью. Специалисты – ученые и врачи – находят способы уничтожить в водопроводной воде вредные бактерии и микробы.
Таких способов много. Главный из них – добавление в воду хлора. От него вода приобретает не очень приятный запах и цвет, но хлор – это яд для возбудителей болезней. К сожалению – это яд и для нашего организма.
Лектор рассказывает о вредных веществах, попадающих в воду из труб на отрезке от водоочистного сооружения до квартиры, о тяжелых металлах и примесях, жесткой и мягкой воде.
Есть много способов пить чистую воду – можно закупать ее в бутылках, очищенную на заводе, можно установить дома разные виды фильтров. Необходимо использовать хотя бы самый простой способ очистки – кипячение.
Основная задача блока:
Сформировать у детей первичные навыки потребления воды. Закрепить осознание угрозы потребления неочищенной воды на первичном уровне. Обозначить основные неблагоприятные последствия потребления неочищенной водопроводной воды. Отчетливо закрепить в сознании, что вода, кажущаяся чистой – не всегда пригодна для питья.
2 часть.
Лектор вкратце объясняет детям необходимость проведения исследования, чтобы обеспечить безопасность потребления воды. Вкратце поясняет ученикам главные принципы заполнения анкеты, учитывая особенности восприятия процесса учениками. Т.е. отчетливо объясняет, что анкеты не нужно подписывать, что в каждом блоке вопросов может быть отмечена только одна позиция. Не стоит говорить «можно ставить любой значок» поскольку вариативность выполнения задания как правило сбивает младших учеников. Имеет смысл четко сформулировать «В одной из клеточек вы должны поставить плюсик». Необходимо объяснить основные правила анкетирования: не задумываться слишком долго над одним из вариантов, не бояться, что указанные ответы станут известны кому-либо из знакомых, не пытаться определить «более правильный» ответ. «Вы должны ответить так, как есть на самом деле – это очень поможет нам сберечь воду на планете и здоровье вас и ваших родителей».
Перед началом классного часа необходимо заранее оговорить нюансы организации процесса с педагогом (его присутствие во время классного часа ОБЯЗАТЕЛЬНО). Могут ли дети покинуть кабинет после заполнения анкеты, могут ли они отказаться от участия в опросе и прочие вопросы организационного характера решает только педагог! После завершения опроса обязательно поблагодарите преподавателя и обменяйтесь с ним контактной информацией. Любые рекомендации по установке, поставке и применению средств очистки воды и т.д. допустимы только после завершения опроса.
По завершении опроса лектор обязан передать полученные материалы региональному представителю Движения или в информационный отдел Центрального офиса в Москве.