КАЗАНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПИТАНИЯ

КИМЦОП является важным механизмом реализации Государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения, реализации принципов и методов Концепции “Здоровье через гигиену”

Концепция реализации основ государственной политики здорового питания населения в Новосибирской области на период до 2020 года

Концепция реализации основ государственной политики здорового питания населения в Новосибирской области на период до 2020 года

Разработана в соответствии с п.3 распоряжения Правительства Российской Федерации № 1873 от 25 октября 2010 года «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года»

Новосибирск 2011

Государственная политика здорового питания – комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих потребности различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций и экономического положения в соответствии с требованиями современной медицинской науки.

Несмотря на позитивные тенденции питания населения нашей страны в настоящее время, смертность от алиментарно-зависимых хронических заболеваний, выше, чем в большинстве экономически развитых стран. Это свидетельствует о необходимости внедрения программ, направленных на оптимизацию и оздоровление питания населения Российской Федерации, в том числе, в Новосибирской области.

Питание населения г. Новосибирска не является сбалансированным как по структуре, так и по уровням потребления основных нутриентов. Высокие уровни распространения избыточной массы тела и абдоминальных форм ожирения свидетельствуют о гиперкалорийном типе питания.

Рацион питания жителей г. Новосибирска в сравнении с рекомендациями ВОЗ: отмечено высокое потребление общего жира, насыщенного жира, мононенасыщенных жирных кислот (МНЖК). При этом потребление сложных углеводов ниже границы рекомендуемой нормы и значительное содержание в рационах простых сахаров.

Анализ показал, что в рационе отмечается высокое содержание общего жира, насыщенного жира, с соответствующим увеличением МНЖК и ПНЖК. Отмечено, что в рационах питания при не высоком потреблении общих углеводов, значительно содержание простых сахаров.

Неблагоприятный метаболический статус здоровья населения Новосибирска связан с факторами образа жизни, в том числе с характером фактического питания.

Так, по данным эпидемиологических исследований, проведенных Федеральной службой Роспотребнадзора Новосибирская область является территорией повышенного риска по заболеваемости злокачественными новообразованиями, субклиническим гипотиреозом, связанным с дефицитом йода, общей заболеваемости детей, туберкулезом. По данным НИИ терапии СО РАМН, распространенность метаболического синдрома среди населения составляет, в среднем, 27,5%. Частота сахарного диабета – 22,6%. Ожирение выявлено у 42,18%.

Кроме того, мероприятия, предусмотренные Концепцией государственной политики в области здорового питания населения до 2020 года, должны предусматривать улучшение состояния продовольственной безопасности региона.

Согласно статистическим данным, сельскохозяйственная освоенность территория Новосибирской области не слишком высока (≈ 48 %), хотя на Новосибирскую область приходится четверть всех сельскохозяйственных угодий Западной Сибири. При этом в структуре посевных площадей области преобладают посевы зерновых культур, технические культуры составляют около 1 %, картофель и овощные — 2 %. Отрасль специализации животноводства — молочно-мясное направление разведения крупного рогатого скота.

Учитывая сельскохозяйственный потенциал Новосибирской области, целесообразно развитие малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства, в том числе, за счет обеспечения условий для стабильно высокого потребительского спроса на производимую продукцию, в первую очередь, внутри региона.

Одним из основных инструментов решения данной задачи является стимулирование потребительского спроса на продукцию местных сельхозпроизводителей, обладающей подтвержденной высокой медико-биологической и пищевой ценностью, по сравнению с менее качественной продукцией, импортирующейся в Новосибирскую область.

Таким образом, разработка и внедрение Концепции реализации основ государственной политики здорового питания населения в Новосибирской области на период до 2020 года являются важным направлением улучшения состояния здоровья, качества жизни, профилактики заболеваний жителей Новосибирской области и повышения уровня региональной продовольственной безопасности.

Концепция разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1873 от 25 октября 2010 года.

Цель и задачи государственной политики здорового питания населения Новосибирской области

Цель государственной политики здорового питания населения Новосибирской области – сохранение и укрепление здоровья населения региона путем профилактики заболеваний, обусловленных недостаточным и избыточным, а также несбалансированным питанием.

Основными задачами государственной политики здорового питания населения Новосибирской области являются:

  • производство возможных для Новосибирской области по климато-географическим и другим условиям, видов продовольственного сырья и пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям качества и безопасности;
  • развитие современного производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания в организованных коллективах;
  • разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии;
  • развитие производства специализированных продуктов детского питания, функциональных пищевых продуктов, диетических (лечебных и профилактических) продуктов для детей и взрослых, в том числе для организованных коллективов, а также биологически активных добавок к пище;
  • повышение качества питания учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе, за счет обеспечения качественной молочной и другой продукцией, обладающей подтвержденной высокой пищевой и медико-биологической ценностью;
  • совершенствование организации питания детей, подростков и студентов в образовательных учреждениях (в том числе, колледжи и ВУЗы);
  • совершенствование порядка и поддержка обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через молочные кухни, специальные пункты питания и магазины;
  • совершенствование рационов лечебного питания и системы организации диетического питания в лечебно-профилактических учреждениях как составной части лечебного процесса;
  • организация питания (включая все необходимые варианты лечебно-профилактического питания) работающего населения города независимо от форм собственности предприятий и организаций;
  • разработка и реализация образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания, в том числе, с широким использованием государственных СМИ, выделением на конкурсной основе бюджетных средств для привлечения ресурсов негосударственных СМИ;

– совершенствование организации питания в организованных коллективах;

  • мониторинг состояния питания населения и качества пищевых продуктов в Новосибирской области с участием органов исполнительной власти, федеральных надзорных органов, научных, общественных организаций, независимых лабораторий и испытательных центров, в рамках программ социально-экономического развития Правительства Новосибирской области.

Ожидаемые результаты реализации государственной политики здорового питания населения Новосибирской области

В результате реализации государственной политики здорового питания населения Новосибирской области к 2020 году должна увеличиться ожидаемая продолжительность жизни – в среднем, до 72-75 лет.

Кроме того должно быть достигнуто улучшение следующих показателей здоровья населения:

  • повышение числа детей, находящихся на грудном вскармливании в возрасте 6 месяцев до 50%;
  • снижение числа первично выявленных заболеваний среди детей и подростков, связанных с питанием (анемии, недостаточность питания, ожирение, болезни органов пищеварения) на 10%;
  • повышение числа адекватно обеспеченных витаминами детей и взрослых до 70-100%;
  • снижение среди населения на 20-30% распространенности ожирения, предупреждение повышения заболеваемости населения сахарным диабетом и артериальной гипертензии.
  • ликвидация йоддефицитных состояний среди детей на территории Новосибирской области.

Основные направления программы государственной политики

здорового питания в Новосибирской области

Приоритетными направлениями программы являются:

  • обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на всех этапах производства, хранения, транспортировки и их реализации;
  • развитие агропромышленного комплекса, обеспечивающего региональную продовольственную безопасность;
  • ликвидация дефицита пищевых веществ путем развития производства пищевых ингредиентов для развития производства обогащенных пищевых продуктов, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) продуктов и биологически активных добавок к пище;
  • опережающее развитие наукоемких био- и нанотехнологий производства продовольственного сырья, пищевых продуктов и ингредиентов;
  • разработка и реализация образовательных программ для специалистов и населения по вопросам здорового питания;
  • развитие производства специализированных продуктов для детского питания, в том числе лечебного и профилактического назначения;

–совершенствование организации питания в организованных коллективах;

– увеличение производства продуктов массового потребления обогащенных витаминами и минералами на основе существующих программ, методических рекомендаций: хлебобулочных изделий («Здоровье через хлеб»), молока («Школьное молоко») и других;

  • увеличение потребления свежих овощей, фруктов и ягод, за счет их местного производства, что будет способствовать уменьшению стоимости и повышению качества продукции из-за отсутствия длительного хранения и транспортировки;
  • совершенствование организации питания работающего населения, организованных коллективов, лиц пожилого возраста, лечебного и профилактического питания;
    • расширение пропаганды здорового питания через средства массовой информации;

– научное обеспечение вышеперечисленных приоритетных направлений;

  • мониторинг состояния питания населения и качества пищевых продуктов на региональном уровне;
  • взаимодействие с Центрами здоровья.

Механизм реализации государственной политики

здорового питания в Новосибирской области

Реализация государственной политики в городе здорового питания находится в тесной связи с реализацией демографической политики и национальных проектов «Здоровье» и «Образование», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Основных положений направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и макроэкономическими показателями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие:

  • обеспечение приоритета безопасности пищевых продуктов на всех этапах производства, хранения, транспортировки и реализации, включающего:
  • совершенствование законодательной, нормативной и методической базы контроля за загрязнителями химической и биологической природы;
  • применение стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;
  • утверждение и публикация национальных стандартов в печати и в информационной системе общего пользования;
  • законодательное закрепление повышения ответственности производителя за выпуск недоброкачественной и фальсифицированной продукции;
  • совершенствование механизмов контроля качества производимого на территории г.Новосибирска и импортируемого продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • поддержка систем добровольной сертификации и общественного контроля качества, медико-биологической ценности пищевых продуктов
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение распространенности заболеваний с пищевым путем передачи;
  • поддержка развития сырьевой базы для производства высококачественных пищевых продуктов;
  • совершенствование организации диетического питания в лечебно-профилактических учреждениях, а также больных, страдающих социально-значимыми заболеваниями;
  • совершенствование организации питания в организованных коллективах;
  • внедрение программ государственного мониторинга состояния питания, в том числе социального, и здоровья населения на основе проведения специальных исследований индивидуального питания, в том числе групп риска (дети раннего возраста, беременные и кормящие женщины, малоимущее население), включая безопасность и оценку риска контаминации пищевых продуктов и развитие алиментарно-зависимых состояний;
  • разработка и реализация региональных программ по вопросам здорового питания, направленных на реализацию конкретных задач (поддержка грудного вскармливания, профилактика макро- и микронутриентной недостаточности, избыточной массы тела и ожирения, профилактика нарушения питания среди малоимущих групп населения, улучшение питания детей и подростков в средних и высших учебных заведениях, организации здорового питания работающего населения; разработка и реализация мер, направленных на снижение употребления алкоголя);
  • выделение бесплатного эфирного времени на радио и телевидении по направлениям решения современных проблем питания населения Новосибирской области.